Статьи

Мысль ребенка развивается только в контакте с живым — Природой.

88dd49ff56710d8bc72b42ce0e05ba46bc81cc87317432

Много ценного и истинного в гуманной педагогике, для тех сознательных родителей, учителей, кто осознает важность развития в ребенке мысли, точнее скорости мысли, для тех, кто понимает, что ребенок мыслит цельно и его мыслительную деятельность нельзя прерывать.

Цельная мыслительная деятельность возможна лишь на Природе, там, где цепочка последовательных мыслительных заключений не прерывается, там мысль перетекает из одного в другое.

В искусственной среде не возможно строить мыслительные образы ребенку, он не может охватить мыслью разрывные части, в последствии эта среда тормозит мыслительный процесс.

В живой природе все связано друг с другом и несет большой смысл, трава связана с землей, земля с деревьями, деревья с воздухом, вода с землей, куда бы мысль ребенка не была направлена он постигает нечто большее, в чем чувствует смысл и значение. В любом направлении мысль ребенка не тормозится, а наоборот вызывает в нем больший интерес и вдохновение к постижению окружающей среды.

Василия Александровича Сухомлинского считали новатором в педагогике, он понимал, что детям на самом деле не нужно мешать их мышлению и образному представлению:

«…Веду детей в сад, выбирая такой момент, когда половина неба закрыта сизой дождевой тучей, солнышко зажгло радугу, яблони стоят в цвету — молочно-белые, розовые, красные, тихо жужжат пчёлы… Что вы видите, дети, скажите о том, что вас волнует, восхищает, удивляет, тревожит?  Вижу, как радостно загорелись глазёнки, но детям трудно выразить мысль, трудно найти подходящее.

И здесь мне становится больно за детей: драгоценные дни школьного учения проходят без этого ИЗУМИТЕЛЬНОГО ИСТОЧНИКА МЫСЛИ.

Слово входит в сознание БЕЗ ЯРКОГО ОБРАЗА, поэтому оно из благоухающего цветка превратилось в сухой, стиснутый между страницами книги листок, лишь по внешнему виду напоминающий о живой жизни.

IMG_5364 IMG_5365

Нет, ТАК НЕ МОЖЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ! Забывая о важнейшем источнике знаний — окружающем мире, природе, мы заставляем детей зубрить и тем самым ОТУПЛЯЕМ ИХ МЫСЛЬ. То, чему учили учителей Коменский, Песталоцци, Ушинский, Дистервег, иногда предаётся забвению.

Урок за уроком я стал водить детей к неиссякаемому и вечно новому источнику знаний — в природу: В САД, В ЛЕС, НА БЕРЕГ РЕКИ, В ПОЛЕ. Вместе с детьми мы стали учиться передавать словом тончайшие оттенки предметов и явлений.

Уроки среди природы

я стал называть путешествиями

к источнику ЖИВОЙ МЫСЛИ.

Они становились всё богаче по целеустремленности и формам умственного труда детей. Это были прежде всего уроки мышления. Вот на одном из уроков дети рассуждают о ЯВЛЕНИИ, ПРИЧИНЕ И СЛЕДСТВИИ. В окружающем мире они ищут причинно-следственные зависимости, описывают их. Я вижу, как МЫСЛЬ моих детей становится ярче, богаче, выразительнее, как слово приобретает эмоциональную окраску, начинает играть, трепетать…»

«Разговор с молодым директором школы», В. А. Сухомлинский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *